Три различные формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности (или в природе) [как выражается гегелевская школа], прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве (в [
действительном бытии], придаваемом ему творческою фантазиею человека).
Неточные совпадения
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний
бытия, погружаться в глубину космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет
действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений, условий, которые он сам создал и создает…
В грехопадении произошло смешение
бытия с небытием, истины с ложью, жизни со смертью, и история мира призвана Провидением разделить эти два царства,
действительное и призрачное.
Но необходимость комбинировать и видоизменять проистекает не из того, чтобы
действительная жизнь не представляла (и в гораздо лучшем виде) тех явлений, которые хочет изобразить поэт или художник, а из того, что картина
действительной жизни принадлежит не той сфере
бытия, как
действительная жизнь; различие рождается оттого, что поэт не располагает теми средствами, какими располагает
действительная жизнь.
В первом смысле, чрез выражение μη δν, отрицается только положение,
действительное полагание
бытия, но то, относительно чего делается отрицание, должно все-таки известным образом существовать.
«Было бы нетрудно показать это единство
бытия и ничто на любом примере, во всякой
действительной вещи или мысли.
Может быть два значения этого не по смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному отрицанию
бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только
действительное существование, но не возможность существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой
бытие, как возможность существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Для того чтобы схемы понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась
действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство реальности, которая не разлагается на отдельные признаки вещи, но их связывает собой в
бытии.
Но эта борьба и это преодоление означает не оттеснение зла в особый порядок
бытия, а его
действительное и окончательное преодоление, т. е. его просветление и преображение.